Министерство финансов официально проинформировало население о том, что в конце мая текущего года была одобрена Бюджетная декларация на ближайшее экономическое трехлетие.
Представляя себе бюджет Украины на 2022 год в цифрах, достаточно просто знать, что основной упор в финансировании приоритетов провозглашен пространно и размыто, а вот финансирование запланированного по-прежнему взваливается на плечи налогоплательщиков – из фискального пространства.
Приоритеты и насущные необходимости
Проправительственные сайты охотно продублировали краткое сообщение портала Минфин, сообщающего о принятии бюджетной декларации 31 мая текущего года и о том, из каких источников будут финансироваться эти глобальные и благие намерения. Комментируя сообщение, проправительственные сайты осторожно сообщили, что от правительства пока не поступало никаких конкретных данных.
Все, что можно извлечь из лаконичного сообщения:
- бюджетная декларация – документ, в котором перечисляются не только основные цифровые показатели, но и цели госполитики, а также инструменты, которыми их намерены достигнуть;
- это – примерное представление о том, как правительство видит дальнейшую политику формирования бюджета и усредненную перспективу;
- в ней должны фигурировать показатели ПМ, МЗП, намеченные расходы, доходы и поступления, из которых будет формироваться бюджет;
- акцентируется внимание на том, что существуют такие документы, как Национальная экономическая стратегия, программа деятельности Кабмина, программа президента Зеленского – все они должны быть учтены при составлении бюджета Украины;
- что такое фискальное пространство, из которого намерены оплачивать велеречиво провозглашенные приоритеты, в документе не поясняется, но понятно, что это – увеличение налогов, штрафов за нарушения и внешние поступления.
Канал 24-экономика, присоединяясь к информационной кампании, тоже уделил внимание приоритетам, основным направлениям и прочим абстрактным категориям, провозглашенным в декларации. О сроках, когда появится текст бюджета Украины на 2022 год говорится только, что он будет опубликован в сроки, установленные законодательством страны (статьей 33 бюджетного кодекса).
Перспективы и прогнозы
Закон про бюджет Украины на 2022 год пока не принят. Для этого необходимо внести законопроект, он пройдет через горячие обсуждения и дебаты. При этом некоторые намеченные расходы исключат, как и в прошлом году, на том основании, что нет возможности это сделать, а принятые ранее законы подпадут под действие Бюджетного кодекса и тоже будут отложены.
Обсуждение бюджета уже стартовало, но кроме громко провозглашенных приоритетов и декларации, уже есть тревожные сообщения, датированные более ранним периодом – например, мартом текущего года:
- Д. Улютин, заместитель министра финансов заявил о намерении департамента заложить дефицит бюджета в размере 3,5% от ВВП;
- этот уровень нехватки денежных средств он считает приемлемым, поскольку ранее говорилось о дефиците в 4-4,5%;
- абстрактно говорилось о некоей стабилизации макроэкономических показателей (без конкретных цифр);
- аналитики МВФ уверены, что 3,5% – нормальный уровень для Украины;
- в течение 2021 года правительство намерено взять в долг еще почти 6,5 миллиардов долларов у Международного валютного фонда, ЕС, и внешних партнеров (то есть, американского управления).
Бюджетная декларация, как документ – не самостоятельна, ее можно отнести к категории глобальных планов и речей с трибуны, в которых редко упоминаются конкретные цифры. К ней должно прилагаться экономико-финансовое обоснование. Его обещают тоже представить в сроки, определенные законодательством, но финансовые аналитики уверены, что рассчитывать в нем на деньги, одолженные в нынешнем году, не стоит – большая часть из них уйдет на погашение внешнего долга и процентов по нему, уже составляющих четверть годового бюджета.
Цифры и сведения
По состоянию на 1 июня, все еще не был опубликован официальный тест бюджетной декларации. По заведенному в стране обыкновению, данные оттуда были выложены в соцсетях – КШЭ, точнее Центр анализа при ней, использовал Телеграм-канал, чтобы опубликовать официальные цифры из декларации. Между тем проправительственные каналы все еще сетуют на отсутствие конкретных данных.
Приведенные данные выглядят следующим образом:
- курс гривны в долларах будет расти и за период в 3 года вырастет с 28,6 до 29,2 гривен за 1 долл.;
- рост номинального ВВП – с 5,3 до 6,6 триллионов гривен;
- инфляция должна опуститься с явно заниженной цифры этого года до 5%;
- сумма бюджета Украины на 2022 год в долларах США не указывается, но есть благие намерения по сокращению предельного объема гарантированного долга с 50,8% ВВП до 47% по итогам трехлетия.
В бюджетной декларации, цифры из которой обнародованы в Телеграм-канале, нет упоминаний о том, какие заложены социальные выплаты в бюджете Украины, зато есть подробно изложенные предложения по очередным изменениям, запланированным для внесения в налоговый кодекс.
Расширять фискальное пространство нужно не для того, чтобы увеличить старикам и инвалидам пенсии в бюджете Украины и не для того, чтобы расширить объемы помощи малообеспеченным и малоимущим семьям. Увеличение базы доходов, запланированное на среднесрочный период нужно для того, чтобы выплачивать долги дорогим партнерам, которые стране действительно обходятся дорого.
Правительство, у которого в приоритетах указаны рост обороноспособности, развитие сельского хозяйства экология, цифровизация и развитие административных услуг, отказ от поставок электроэнергии, оптимизация медицины и образования, намерено пополнять казну налогами, уже непосильными для сельского хозяйства, переводом медучреждений на платную основу, чтобы у зарубежных клиник, открытых здесь, не было конкурентов, говорит о прозрачности экономики, повышении уровня экономики, профессионализма управления, усовершенствовании соцподдержки и пенсионного обеспечения.
Все это собираются сделать путем создания эффективной и совершенной системы при дефиците бюджета, который воспринимается как привычная реалия повседневной реальности.