В конце января прошлого года Кабмин обсудил законопроект, который разработан для внесения новшеств в вычисление ПМ. Автор разработки – Минсоцполитики, неоднократно обращавшее внимание правительства на несоответствие прожиточного минимума реальному ИПЦ и потребностям людей.
Названо, каким будет прожиточный минимум на 2022 год в Украине, если изменится методика подсчета. Особенных условий для оптимизма нет, поскольку денег на это мероприятие не найдено: планируется множество изменений, в том числе, и в соцвыплатах, помощи на детей.
Креативные решения
Вот уже несколько лет, как законодатели и руководители страны периодически возвращаются к теме увеличения ПМ, акцентируя внимание на том, что минимальный прожиточный минимум в Украине не только не обеспечивает скромные потребности, но и навязывает необходимость выбирать между покупкой продуктов, промышленных товаров и оплатой услуг.
С трибуны ВР, СМИ, от Минсоцполитики неоднократно звучали высказывания, вызывающие горячую поддержку населения, плавно переходящего за черту бедности:
- существующий ныне показатель, даже в увеличенном за 2021, виде, настолько незначителен, что не обеспечивает даже базовых потребностей;
- предлагаемая цифра – скорее, позиция чиновников, которым перманентно не хватает средств в бюджете, чем сумма, позволяющая выжить в современной Украине;
- методика расчета показателя вызывает недоумение и требует пересмотра, внесения кардинальных изменений;
- система соцстандартов неэффективна, размер минимального прожиточного минимума в Украине должен быть намного выше;
- цифра, под которой понимают ПМ – не отражение реальной ситуации, а просто некий странный показатель, принимаемый за основу в проведении расчетов для выплат.
Законопроект, разработанный министерством, которым руководит М. Лазебная, обозначенный №3515 – результат напряженного труда, наконец-то предпринятого после многократных напоминаний профильного комитета ВР, экспертов и аналитиков в периодических изданиях.
Он вызывает недоумение у профессиональных экономистов, но служит ярким примером умений и навыков нынешнего непрофессионального правительства пиариться перед населением, даже принимая такие решения. Его можно смело озаглавить «как принять повышение ПМ, не потратив денег и не улучшив положение населения».
О сложившейся ситуации
В развитых странах, и даже в России, прожиточный минимум регулярно обновляется, но это – цифра, полученная путем суммирования реальной стоимости и количества продуктов, промышленных товаров, услуг и даже расходов на содержание домашних животных.
ПМ растет, потому что повышается их стоимость, и закрепляется отдельно для каждой категории населения. Он служит инструментом для определения величины некоторых важных мер соцподдержки от государства и в определенной мере отражает уровень инфляции, ориентируясь на стоимость продуктовой корзины и промышленных товаров.
В Украине прожиточный минимум:
- Рассчитывается специфически, по давно установленному порядку, сложно и прихотливо. Поэтому в профильных бухгалтерских изданиях просто приводится замысловатая формула и указывается, что это – условный показатель.
- Он применяется только для проведения расчетов (правда, многочисленных – определяет социальные пособия, больничные и некоторые налоги). Там же называют его важным инструментом экономики и политики.
- С последним инструментом сложно не согласиться, поскольку власти перманентно используют небольшой рост ПМ, как наглядную демонстрацию своей заботы о населении.
- Это – не минимальная зарплата и не сумма минзатрат по обеспечению достойного уровня в жизни (как, например, в России).
- Это – некая переменная, применяемая в расчетах. Есть усреднённый, детский, для трудоспособного населения и инвалидов, но он не имеет никакого отношения к реальным ежемесячным затратам на выживание каждой категории.
ПМ в Украине не индексировался и рос не более, чем на несколько сотен в год (в лучшем случае. Власти громко говорят о том, что этот показатель – гарант социального государства, но применяемый нормативный метод установки размера (через проект бюджета на следующий год) уже давно устарел.
Он не учитывает продовольственную корзину, применяет некорректные методы определения розничных цен (минимальные оптовые цены, стоимость на оптовых складах). Украинское правительство стойко игнорирует мнения экспертов и судебные разбирательства по этому показателю, а они поднимались даже в ЕСПЧ.
О сути законопроекта
Минсоцполитики предлагает считать прожиточный минимум с 1 января 2022, с учетом реальных потребностей, роста цен, применяя для этого новую формулу расчета. Это похвальное предложение позволит увеличить ПМ с 2,2 тыс. до 5 (не минималка, которая увеличится в конце текущего года, но повышение в 2 с лишним раза).
Несколько лет подряд профильный комитет ВР, составляя рекомендации по принятию бюджета на следующий год, подчеркивает, что привести ПМ к реальной цифре – одна из самых насущных потребностей государства, считающего себя социальным. Она казалась невыполнимой, поскольку для этого необходимы средства из государственного бюджета ПК ВР так и говорил в своих рекомендациях – при наличии финансовых возможностей.
Рядовому обывателю отрадно видеть прожиточный минимум в Украине в 2022 году в таблице, но решение, принятое авторами законопроекта, заставляет некоторых экспертов и аналитиков предполагать у них раздвоение личности:
- признавая низким стандарт качества жизни из-за ничтожного размера ПМ (от него зависит МЗП, минпенсия, соцпомощь малообеспеченным и другие виды помощи от государства), они говорят о необходимости его увеличения;
- зависимость от него этих показателей предлагают устранить разными путями, вплоть до изменения трудового законодательства;
- это означает, что рост ПМ не будет отражаться на них: для расчетов будут применяться условные единицы, которые планируется устанавливать ежегодно, принимая проект о бюджете.
Если законопроект примут, то размер прожиточного минимума с 1 марта, любой другой даты текущего года, сколько бы раз он не изменялся, не будет влиять ни на минималку, ни на должностные оклады ни даже на штрафы и денежные взыскания.
В. Банков, экономист, называет такие действия правительства ожидаемыми манипуляциями. Ничего не вырастет в два раза, ПМ останется абстрактным показателем, поскольку денег на повышение как не было, так и нет, и появиться им неоткуда.
Смысла в повышении прожиточного минимума, кроме пиара, в таком варианте нет, а если бы повышение состоялось в положенном размере, это вызвало бы новый виток инфляции, справиться с которым нынешнее правительство непрофессионалов не сможет никоим образом.
Глобальные планы
В своем аккаунте на Телеграм-канале Д. Шмыгаль сообщил о намерении поднять ПМ на 14% уже в 2022, и неуклонно повышать его в последующие годы. Советник Зеленского, О. Устименко, заявил о неготовности страны к борьбе с бедностью. Это возможно только при условии высокого экономического роста. Поэтому пока минимум с 1 мая 2022 в Украине будет на уровне январского показателя – 2393 грн, второе повышение планируется в июле, третье – в декабре.
Это – цифры, приведенные в бюджетной декларации Кабмина на ближайшее экономическое трехлетие. Эти данные свидетельствуют о намерении постепенно увеличивать ПМ и довести его до 3 тыс. грн., но через 2 года. То есть, прежняя стратегия прибавлять по несколько сотен в год, сохранится. Можно увидеть противоречие между этими данными.
Бюджетная декларация впервые принята на очередном заседании ВР в конце мая, и законопроектом, привязывающим ПМ к средней зарплате (она, по предварительным подсчетам, около 11 тыс. грн, 40% от нее – никак не 2,3 тысячи). Г. Третьякова, один из авторов законопроекта, принятого в первом чтении, объяснила, что достижение ПМ реального размера зависит не только от намерений, но и от возможности использования реального показателя сразу.
Переходные положения будут действовать постепенно. Вероятнее всего, что прожиточный минимум с 1 сентября 2022 года будет равен запланированному июльскому, который по сравнению с январским увеличится ненамного больше, чем на 100 гривен.
Показательно, что на фоне рассуждений о глобальном плане борьбы с бедностью, все чаще звучат голоса трезвомыслящих людей, указывающих на манипуляции, декларативный характер изменений, отсутствие экономического и профессионального подхода к решению назревших проблем.